Глава тринадцатая

К совершенству ведет порядок.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Опущенные рулонные шторы в сочетании с задернутыми поверх них плотными занавесками, а главное ─ истая решимость отправиться ко сну как можно скорее Тимофею в тот поздний вечер не помогли. Проворочавшись с час или около того, Саморуков включил свет, достал из тумбы резиновый шнур, трубочки-соединители, ножницы ─ и принялся экспериментировать. Кот за этим странным действом наблюдал с журнального стола ─ щурясь, зевая и всем своим недовольным видом пытаясь объяснить, что ночью надо бы спать, а не заниматься всякими глупостями.

На то, чтобы повторить завязанные Наташей узлы ушло не слишком много времени. Вскоре на подушке рядом с Тимофеем лежали модели протона, дейтерия, трития и гелия-3. Не такие ровные и симметричные, как сделала девочка, но всё же.

«Это просто! И с альфа-частицей, она же ─ дважды ионизированный гелий-4, сейчас разберемся!» ─ Саморукова обуял радостный энтузиазм, но хватило его ненадолго. Наташа оказалась права: любая из последовательностей предполагала связь протона с двумя нейтронами, а это означало, что такое атомное ядро не могло быть стабильным.

Да, конечно, Тимофей понимал, что «стабильность», как и противная ей «нестабильность», были в данном случае применимы только к модели ядра, предложенной девочкой, но принятая в работу гипотеза обязывала следовать её основным положениям.

Ближе к четырем утра Саморуков сдался. Суставы пальцев ныли от напряжения, глаза слезились, а упрямая резиновая штука никак не хотела завязываться в требуемую форму.

«Не, я это добью! Пока не знаю, как… но добью!» ─ Тимофей убрал свои новые игрушки в тумбу и выключил свет. Кот давно уже спал в его любимом кресле.

─ Дядя Тима, привет! Я к тебе сегодня вечером хочу забежать, окей? ─ Аня позвонила Саморукову где-то в середине рабочего дня. ─ У меня пара вопросов на тему свадьбы.

─ Привет, Аня! Давай. Только учти: холодильник полон. Мы с твоей мамой на выходных его забили под завязку.

─ Знаю. Я только газировку возьму и мои любимые леденцы на палочке. На твое участие рассчитывать?

─ Ты о леденцах? Слушай, а давай свои, домашние сварим: и вкуснее, и натуральнее ─ без лишней химии.

─ Хорошо, давай. Только странно такое слышать от химика! ─ рассмеялась Аня. ─ У тебя сахар есть?

─ Да, возьмем тростниковый ─ дольше получается, но и вкус лучше. В шесть? В семь?

─ В шесть, наверное. Если тебя еще не будет дома, то пообщаюсь и поиграю с Гришей. Пока!

─ Отлично, я его предупрежу. До встречи!

Нажав на телефоне клавишу отбоя, Тимофей мысленно передал коту новости о сегодняшней гостье и её планах…

─ Тук-тук-тук! ─ громко выкрикнул в коридор хозяин квартиры. ─ Я дома! Гриша, Аня, вы где?! ─ Саморукова встретили одни только Анины кеды.

─ Мы здесь, в гостиной! ─ по-детски восторженно улыбаясь и подбрасывая в руке шерстяной мячик, из комнаты вышла Аня, а сразу за ней вылетел и Гриша ─ с вытаращенными глазами и изогнутой спиной. ─ Дядя Тима, мы играем в гандбол: я бросаю, а он лапой отбивает ─ так сильно, что не мне не поймать!

─ Молодцы, круто! Всем привет!

─ И тебе от нас привет! Жаль, что у папы аллергия! Я обожаю кошек, давно бы завела парочку таких пушистых спортсменов! Твой Гришка ─ классный парень и отличный вратарь! Ему хоть и семь лет, но он такой игривый!

─ Да, он замечательный. Когда переедешь к Петрову, то подумайте…

─ Мы с Костей уже договорились! Любовь Михайловна одобрила, но сказала, что ухаживать за котом будем сами ─ ей некогда.

─ Это несложно и приятно, когда его любишь, ─ Тимофей поцеловал Аню, а потом, присев на корточки, поцеловал и Гришу в его шелковистое мягкое ухо. ─ Ну, чего, пойдем на кухню?

─ Пошли… Гриша, вперед! Давай, веди нас!

Процессия, возглавляемая огромным сибирским котярой, всё (как и всегда) правильно понявшим, отправилась на кухню.

─ Аня, где я, а где танцы?! Что я там буду делать?! ─ Тимофей, сильно сжимая в руках пакет с тростниковым сахаром, обалдело смотрел на рыжую улыбающуюся гостью.

─ Э-э-э… он сейчас порвется, кажется… ─ Аня взглядом указала на уже изрядно скомканный и сплющенный бумажный кулек.

─ Что?! Кто порвется?! ─ Саморуков опустил глаза, задумался на секунду, а затем-таки ослабил хватку ─ пакет облегченно прошипел: «С-с-с-х-х-х-р-р-р-ш-ш-ш». ─ Ты же меня под монастырь подводишь! Я не танцую! Совсем, никогда! Зачем ты это придумала?

─ Дядя Тима, строго и по пунктам, как ты любишь, я объяснить не сумею, но попробую.

─ Начинай, слушаю… ─ аттестовать как гнев, эмоцию Тимофея было бы неверно. Он чувствовал нечто среднее между невольной ребяческой обидой и вполне обоснованным взрослым раздражением.

─ Во-первых, нам нужно найти место для проведения свадьбы, а во-вторых, тему для неё. Вся эта буржуазная и пошлая мутотень ─ дворцы, лимузины, рестораны, приглашенные артисты и клоуны ─ точно не для нас.

─ Хорошо, мне такое тоже не нравится, но зачем скатываться в радикализм?!

─ Никакой это не радикализм! Я ж не предлагаю голыми и пьяными толпой кататься на мотоциклах по Питеру! Не преувеличивай, дядя Тима! В общем, как-то вечером я болтала с Наташей, и она предложила площадку ─ чисто как вариант ─ их танцевальный клуб: демократично, недорого, в центре ─ и по вместимости самое то.

─ Я там не был, но пусть… Только это про помещение, а плясать-то зачем?!

─ Рокабилли ─ это тема свадьбы, понимаешь? И плясать, как ты нехорошо сказал, в основном будут профессионалы ─ это отчетный клубный турнир, а мы ─ его гости и зрители. Типа аккуратно по-дружески примазываемся.

─ Ты же сказала, что и нам придется участвовать, разве нет?

─ От нас требуются минимальные навыки и только для финальных показательных выступлений в массовке.

─ Аня, что я могу показать? У меня вовсе навыков нет!

─ Тренер сказала, что за полтора месяца азам она нас научит. К тому же, дядя Тима, не ты один в таком положении: ни я, ни мама, ни Костик тоже ничего не умеем.

─ А твой папа?

─ Не помнишь? Он же в актерской студии учился ─ танцует божественно!

─ Точно… Я забыл об этом.

─ Бабушка Костика тоже еще неплохо ─ это с его слов.

─ Любовь Михайловна будет танцевать на свадьбе твист?!

─ Конечно! Она же кружок вела… по-моему, аж в Дворце пионеров. И по сей день ходит на танцевальные вечера для тех, кому за… гм, скажем так, много лет. Вообще, дядя Тима, чего-то у тебя с настроем и памятью сегодня не очень…

─ Да я в шоке, Аня, от твоего предложения! И какая память?! Её попросту отшибло!

─ Прости, я не собиралась тебя так жестоко напрягать.

─ Ладно… Скажи, а кто еще вовлечен?

─ Смотри, будет восемь человек от семей: папа с мамой, я с Костей, Наташа, Любовь Михайловна и ты… с Еленой.

─ Теперь понято… Аферисты! Ешкин кот, ну и сюжет вы закрутили! ─ Саморукову вдруг стало легко, он как-то сразу успокоился и даже смог улыбнуться. ─ Всё ради этого, да?

─ Не обижайся, дядя Тима, но твои отношения с Наташиной мамой ─ никак не главный фактор.

─ Аня, запомни, у этой девочки, то есть у Наташи, необычайно изобретательный и шустрый ум. Я твердо убежден в том, что всё это ─ её хитрый план, причем тщательно продуманный и ненавязчиво преподнесенный: место, время, участники ─ всё идеально складывается, четко одно к одному.

─ Может быть, ты и прав, но ведь вреда это никому не причинит. Разве не так?

─ Гм… но мне на старости лет придется учиться танцевать!

─ И что в этом плохого?

─ Ничего, наверное… Вот же послал бог Наташу-затейницу! То танцы-шманцы, то узелки-задачки, из-за которых намедни полночи не спал…

─ Дядя Тима, а узелки ─ это те, что Костя рассматривает в компьютере? Простой узел, он же трилистник?

─ Ага, он. Только теперь мы перешли на новый уровень ─ плетем из них кружева. Между прочим, тебе за идею отдельное спасибо: девочка её услышала ─ и пошло-поехало…

─ Покажешь эти кружева?

─ Обязательно, но сначала сварим леденцы ─ моему, истощенному вашими задумками-выдумками организму, срочно нужен сахар.

Делать жженый сахар обычным способом, то есть без добавления чего-либо кроме воды, Саморукова научила мама. Леденец на палочке был желанным и недорогим лакомством, но купить его в Ленинграде было можно далеко не всегда. Во времена детства Тимофея этот товар появлялся в городе обычно только по праздникам: его продавали с передвижных лотков или в газетных киосках. Сахар же был дома всегда, оставалось лишь немного постараться и потратить полчаса времени.

Потом, уже став почти взрослым и студентом, Саморуков научился карамелизовать сахар, примешивая к нему разбавленные фруктовые соки, травяные настойки и даже алкогольные напитки. Эксперименты были интересными и вкусными: вода и спирт испарялись, а чудесный аромат петушка на палочке из детства усиливался и дополнялся новыми приятными нотками. К тому же Тимофей в те годы по глупости очень много курил, из-за чего непрестанно мучился бронхитом, а жженый сахар выручал, помогая справляться с надоедливым кашлем…

─ Вот и всё! Леденцы готовы. Те, что с палочками, ─ твои, Аня. Мне же хватит и остатков: на силиконовом коврике остывали пастилки ─ капли расплава, не поместившегося в старые, еще советские, формы для леденцов.

─ Супер, дядя Тима! Спасибо тебе огромное! Ловко ты с этим управился. Я б часа два провозилась!

─ Знания и навык, Аня, ─ я долго тренировался, а теперь получается на автомате, ─ Саморуков отложил кухонные прихватки и вытер ладонью вспотевшее лицо. ─ Пусть всё остывает, потом помою.

─ Тебе помочь?

─ Не, тут работы на пять минут. Лучше пойдем в комнату ─ я обещал показать тебе Наташино кружево. Хватай свежий, красивый леденец, а я себе пару-тройку пастилок возьму…

─ Что ж, протон, нейтрон, их последовательности… Тут использованы примитивы и главный принцип узелкового плетения, ─ Аня внимательно рассматривала сделанные Саморуковым модели. ─ Примитивы ─ это узлы: прямой и обратный. Если бы не отсутствующее здесь пикó, то аналогию с кружевом я сочла бы полной.

─ Пикó?..

─ Свободная петелька ─ в технике фриволите она либо декоративная, либо соединительная.

─ А главный принцип в чем заключается? ─ Тимофей закинул в рот сладкую пастилку. ─ Гм, недурственно получилось, не зря время потрачено.

─ Согласна, дядя Тима, отличные леденцы ─ с покупными не сравнить! ─ со смаком облизнув темно-коричневую сахарную фигурку в форме зайчонка, девушка положила её на блюдце и продолжила: ─ Главный принцип ─ это порядок завязывания узлов на единственной нити. Все базовые элементы так строятся.

─ Наташа говорила о рыбацком промысле: моряки плели сети, где всё четко и логично. Отсюда и порядок узлов.

─ Дядя Тима, никто не знает всей истории фриволите, но предположений уйма. Мне больше импонирует версия о восточном происхождении этих кружев ─ Иран и Турция ─ ведь именно в тех краях был изобретен челнок.

─ Это же древние Персия и Византия! Очень интересно…

─ Еще как интересно! Я хотела взять фриволите темой своего диплома, но явно не дотягивала технически: одно дело писать текст о материальной культуре прошлых веков, а совсем другое ─ показывать результаты практической работы, то бишь готовые изделия.

─ Аня, ты упомянула базовые элементы. Можешь о них коротко рассказать?

─ И говорить-то много не о чем ─ их всего три: дуга, полукольцо и кольцо. Остальные ─ их производные с учетом используемых узлов.

─ Получается, что фриволите ─ это несложная техника.

─ Вовсе нет! Конечно, в основе лежат довольно-таки простые объекты, но сотворить что-то приковывающее взгляд и стильное очень непросто. Самое подходящее сравнение ─ конструктор для малышей: из минимального набора элементов, придумав оригинальный порядок их соединения, можно делать удивительные вещи! Вопрос в том, что именно ты хочешь и можешь собрать из этого конструктора.

─ Аня, в этом-то и загвоздка! Собрать-то я хочу, но пока не могу: как ни стараюсь, последовательность получается, гм… неверной.

─ А что тебе нужно собрать?

─ Модель атомного ядра гелия-4: два протона и два нейтрона.

─ Два прямых узла и два обратных?

─ Верно. Но сделать это нужно так, чтобы любой прямой узел не был заперт между двумя обратными.

─ Элементарно ─ по центру два прямых узла подряд, а с боков по одному обратному.

─ Одинаковые узлы не должны быть рядом друг с другом ─ в атомных структурах таких сочетаний нет.

─ Тогда прости, дядя Тима, но, по-моему, твоя задача решения не имеет.

─ Вот и я, Аня, так начинаю думать: «прямой-обратный-прямой-обратный» или «обратный-прямой-обратный-прямой». Других вариантов нет.

─ Угу… Хотя, а что если…

─ Если что?..

─ Дядя Тима, ты помнишь о таком звере, как уробóрос?

─ Змей, кусающий себя за хвост? Древний символ?

─ Да. Один из древнейших. Что если и нам четыре узла замкнуть в кольцо ─ один крайний прямой узел схватится за другой крайний, обратный?

─ Ёрмунганд из скандинавского мифа об атомной войне! Ешкин кот! ─ Саморуков резко придвинулся на диване к гостье, взял её лицо в свои ладони и поцеловал девушку в высокий красивый лоб. ─ Умница! Скажи, как тебе это пришло в голову?

─ Сама не знаю. Просто сейчас вспомнила слова Кости и Наташи про то, что узлы-трилистники ─ это символы, а потом и другой символ как-то сам выскочил из памяти ─ уроборос. А еще, наверное, потому, что о кольцах в кружеве мы только что говорили, и о порядке узлов… Как ты змея обозвал?

─ Ёрмунганд. Твой папа мне про него рассказывал ─ это брат-близнец уробороса, но очень плохой, злой и… радиоактивный змей.

─ Ну и темы для бесед у вас, дорогие родители! ─ рассмеялась Аня…

«Да что ж такое! Мне подарили блестящую идею, а моё дело ─ всего лишь её реализовать!» ─ второй вечер кряду Саморуков проводил за письменным столом, терзая резиновый шнур и ругая себя за неспособность справиться с заданием. Тимофей был убежден в верности пути, однако трехмерный конструктор никак не хотел завязываться во что-то, похожее на правду, то есть в кольцо.

«Еще раз… Повторяем сделанное для гелия-3: берем отрез шнура, на его середине завязываем узел, за ним следующий, еще один, потом, гм, последний… Готово… Теперь подрезаем хвосты шнура, соединяем их трубочкой и… в моих руках та же идиотская косичка! Как мне замкнуть кольцо?! Так… кладем чертову косичку на ровную поверхность, прижимаем и смотрим… Ага! Если разрезать шнур в этих двух местах ─ здесь и здесь, то… Ура!»

Рассматривая результат своих трудов, Тимофею хотелось громогласно и заслуженно себя хвалить ─ он таки сделал задуманное!

В первый раз за всю неделю Саморуков улегся спать удовлетворенно и мирно улыбающимся…

─ Не хочу тебя расстраивать, дядя Тима, но ты нарушил главный принцип фриволите… ─ панихидные интонации в голосе Ани, позвонившей Саморукову на следующий день, показалась Тимофею гораздо более плохим сигналом, нежели сами слова, произнесенные девушкой. ─ Я получила картинку: порядок узлов правильный, только для одной фигуры использованы две нити.

─ И что из этого следует? ─ учуяв неладное, враз охрипшим голосом спросил Саморуков.

─ Ничего, кроме того, что я сказала, ─ принцип не соблюден. Я не знаю, что у вас там в ядрах атомов, но для узелковой техники кружевоплетения такой вариант неприемлем. Прости.

─ Ешкин кот! Но выглядит-то прекрасно, а?!

─ Симпатично, симметрично, символично. Это я об эстетике. Но если о технике, то здесь не про неё ─ так кружево не сплетешь.

─ Аня, давай разбираться! ─ Тимофей взял себя в руки и настроился на битву. ─ Симпатично? Спасибо. Симметрично? Тоже хорошо. Что означает это твоё «символично»?

─ Это означает, что схожая форма есть в геральдической символике. Например, в узле Лейси. Я тебе ссылки перекину. Еще какой-то китайский символ был, но его название я не вспомню. У мамы можешь уточнить, она должна знать.

─ У мамы?! Ладно… гм, а этот Лейси, он из какой страны?

─ Ирландский дворянский род. У нас по-разному произносят: Ласи, Лесси, Лайси; иногда с частицей «де». Одну фотку переслала, лови.

Пусть это и было запрещено политикой кибербезопасности института, Саморуков спешно открыл веб-приложение мессенджера на рабочем компьютере:

─ Аня, но здесь же вторая нить не покругу идет!

─ Есть варианты, где и по кругу. Если захочешь, то в интернете сразу найдешь.

─ Нам это как-то помогает?

─ Применительно к кружевам ─ увы, абсолютно никак, но у тебя получилась фигура, достойная быть изображенной на графском гербе.

Смириться с очевидным фиаско было невмоготу, поэтому, решив всё проверить, Саморуков достал из рюкзака свой плетеный шедевр, вооружился тончайшим спиртовым маркером и нарисовал на резиновом шнуре возможные направления движения эфира ─ аксиальное и тангенциальное.

Полное разочарование ждать себя не заставило. Конструкция оказалась абсолютно бессмысленной: при сложении обозначенных векторов, полезной и ожидаемой синергии не наблюдалось…

«Аня права. Это просто затейливая симпатичная штуковина и больше ничего!»

─ Ты чего такой дерганный, Тимофей? Рамш тобой совершенно доволен, приказ о назначении заместителем директора скоро будет подписан. Что-то случилось в отделе, а я не знаю? ─ Маша на ходу пыталась заглянуть Саморукову в глаза, но его взгляд все время куда-то убегал.

─ В отделе всё хорошо, это твоя Аня меня раздосадовала, ─ по окончании рабочего дня Тимофей и Штернлихт вышли из здания института вместе. Моросил мелкий и почему-то не по-летнему холодный дождик, отчего настроение Саморукова стало гаже пуще прежнего.

─ Слушай, ну перестань, пожалуйста! Сходим в танцзал пару десятков раз ─ проблем-то! Я тоже, ядрен батон, никогда не умела хорошо танцевать, и мне, как девочке, должно быть гораздо стыднее, чем тебе, но ничего ─ держусь, с ума не схожу.

─ Танцы? О, ё! Еще и танцы ─ о них почти забыл! Я расстроился по другому поводу. Аня предложила блестящую идею, касающуюся моей с Наташей игры в узелки, я последовал совету, но получилась ерунда ─ твоя дочка сегодня на это указала. Представляешь, как это обидно! Меня, можно сказать, за руку ведут, а я даже с подсказкой не могу решить задачу! Как двоечник какой-то тупой! Старею, ешкин кот…

─ Я думаю, дело не в возрасте, а в том, что на тебя, Тима, свалилось одновременно слишком много за раз: на работе новое и трудное (все видят, как ты бегаешь целыми днями по институту от кабинета к кабинету), а вдобавок эти игры с замороченным вундеркиндом; и с Еленой история приключилась; и Анькина свадьба туда же… Вот поэтому твои мозги не поспевают за всем сразу. Я ж тебе говорила: твои мысли в беспорядке…

─ А как мне, Маша, порядок в них навести? ─ Саморуков опустил зонт и подставил лицо под падающую с неба прохладную дождевую пыль. ─ Ты права, тяжело угнаться ─ возникают новые обстоятельства, рождаются желания…

─ Есть такая мудрая фраза, её приписывают Лао-Цзы: «Освободи ум от мыслей. Позволь сердцу успокоиться. Наблюдай за суматохой мира. Смотри на то, как всё встает на свои места».

─ У-у-у, это, Маша, не для меня! ─ Тимофей вновь поднял зонт и улыбнулся. ─ Я так не могу. Да и не китаец вовсе… И тем более, не такой еще древний, как Лао-Цзы!

─ Отлично, моя провокация сработала! Ты улыбнулся и даже попытался пошутить! ─ Штернлихт отставила свой зонтик веселой расцветки в сторону, занырнула под большой черный зонт друга и поцеловала его в щеку. ─ Пойдем к остановке.

─ Пойдем. Между прочим, ты к месту вспомнила о китайских премудростях: Аня сказала, что можешь помочь с этим, ─ Саморуков выудил из кармана серую резиновую модельку и протянул её Маше. ─ Не напоминает ли тебя этот узел какой-нибудь китайский символ?

─ Дай-ка сюда… ─ Штернлихт повертела в пальцах переданный ей предмет, кивнула и утвердительно произнесла: ─ Лу.

─ Чего?!

─ Фу, Лу, Шоу. Или по-кантонски Фук, Лук и Сау. Три небесных, или звездных, как их чаще называют, бога счастья ─ я познакомилась с ними, изучая фен-шуй.

─ Маша, они боги… чего?

─ Фу ─ это бог удачи, его вотчина ─ Юпитер. Шоу ─ бог долголетия с Канопуса. Лу ─ бог процветания и достатка, он с двойной звезды Мицар.

─ Мицар? Это в созвездии Большой Медведицы? Я не знал, что это двойная звезда.

─ Да, но еще интереснее то, что Мицар ─ это дважды двойная звезда. Представляешь?!

─ Это как?

─ Есть двойная звезда Мицар А, а рядом тоже двойная ─ Мицар В.

─ Ничего себе!

─ И вот тут уместно вспомнить про символ, о котором ты спрашивал. Подержи, пожалуйста, ─ я сейчас тебе покажу картинку, ─ Тимофей перехватил ручку зонта Штернлихт, а она сама быстро достала планшет и начала перелистывать страницы альбома с фотографиями.

─ Ага, вот и он! Это символ Лу. Гляди внимательно.

─ Четыре загогулины. Или спирали: две закручены по часовой стрелке, а две ─ против неё.

─ Похожи на петли узлов в твоем произведении из резинки?

─ Точно! Похожи…

─ Смотри, их ведь четыре!

─ Ну и?..

─ Четыре звезды, Тима! Бог Лу и символ, отождествляемый китайцами с Мицаром, известны тысячи лет! А ученые открыли четырехкратный характер этой звездной системы только в двадцатом веке ─ в 1908 году!

─ Ешкин кот…

«Древние китайцы знали, что Мицар ─ это четыре звезды, а не одна?! С чего они это взяли? В те времена элементарного телескопа-то не было в помине, не говоря уже о спектроскопии. Да и телескоп изобрели не в Китае, а в Европе!» ─ Тимофей прохаживался из кухни в комнату и обратно, умышленно небрежно шаркая тапками по паркету и разговаривая сам с собой, причем громко и вслух.

«Странно и загадочно! Но то про звезды, и всё это может оказаться банальным совпадением ─ такое случается сплошь и рядом. А что про гелий-4? Можно порадоваться: мои кружева на китайскую схему похожи… Разве что есть существенное отличие: у меня кольцо проходит сквозь узлы ─ иначе никак не получилось. У китайцев же узлы независимы друг от друга. Только как этого добиться? Не знаю, не понимаю… Маша считает, что, мои мысли в беспорядке. Гм… хорошо, значит, нужно навести порядок… Порядок?.. Стоп! А может дело именно в нем?! Как я завязывал узлы, когда строил свои (вернее сказать, повторял Наташины) модели? Какой был порядок? Я завязывал узел на середине шнура, у меня оставались два свободных хвоста. Из них я вязал второй узелок… Стоп! А почему не начать с края, оставляя один хвост как бы без дела? Тогда мы сможем пройти круг четырьмя узлами и соединить…»

Полчаса спустя на письменном столе Саморукова, стоящем у самого окна и освещенном закатным солнцем, в окружении обрезков резинового шнура и пластиковых трубочек, ножниц, кусачек, а также сплетенных до этого моделей атомных ядер, лежало нечто, удивительным образом напоминающее древнекитайский символ Лу.

Сибирский кот Гриша заинтересованно и, казалось, одобрительно смотрел с подоконника на новинку и её автора ─ своего улыбающегося от уха до уха друга…